Пафосное заключение моего диплома
Можно бесконечно спорить и выяснять – кто прав, а кто виноват, когда из-за недобросовестности продавцов и изготовителей на прилавках наших магазинов, а так же в местах общественного питания появляются некачественные, не отвечающие требованиям нормативно-правовых актов пищевые продукты. Виновно ли государство, что существующие на данный момент нормы не могут в полной мери уберечь нас – простых потребителей от угрозы приобрести протухшие консервы, прокисшую сметану или колбасы, в которых можно случайно обнаружить перемолотые останки существ, которых там явно не должно быть? Конечно, виновно. Не реагирует вовремя, не предпринимает все необходимые меры, для того чтобы предотвратить или запретить выпуск или продажу некачественных товаров. Впереди летний сезон, когда будут функционировать летние лагеря, в которых будут отдыхать дети. И я уверенна более чем на сто процентов, что мы не раз услышим в новостях о пищевых отравлениях в этих местах. В который раз, нормы и правила будут нарушены, в который раз Роспотребнадзор не сможет ничего предпринять, чтобы уберечь детей от массовых отравлений или заболеваний кишечной инфекцией. А ведь должны они это делать, вверенные полномочия обязывают их производить проверки, выявлять нарушения. И делать это необходимо, прежде всего, а не когда несколько десятков детей попадут в больницы. Статистика печальная – и не только в летних лагерях происходят подобные случаи.
Так, с 26 по 29 марта 2013 года среди воспитанников государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №15 Василеостровского района было зарегистрировано 8 случаев заболеваний острой кишечной инфекцией неустановленной этиологии (гастроэнтериты).
Или известен другой случай – уже в городе Орле, в котором на одном из заводов отравилось несколько десятков сотрудников предприятия. Как сообщает ИА REGNUM: « В ходе расследования были выявлены следующие нарушения: отсутствие сопроводительных документов на молочные продукты; нарушение условий и температурного режима хранения продуктов; несоблюдение требований к раздаче готовых блюд. За выявленные нарушения на ООО "Шарм" составлен протокол об административном правонарушении. Выдано предписание об устранении нарушений требований нормативных документов к организации общественного питания».
Опять-таки – Орловская область. Ливенская районная больница. В пищеблоке этого места, хранилось мясо, в котором выявили бактерии кишечной палочки.
Или, к примеру, что творится в школах. По сообщениям того же информационного агентств: «В ходе плановой проверки Ломовецкой общеобразовательной школы установлены нарушения закона РФ "О ветеринарии" и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении". Сотрудники отдела государственного ветнадзора обнаружили в столовой 14,7 кг животноводческой продукции без ветеринарных сопроводительных документов. Продукция была снята с реализации, отобраны пробы и переданы для исследования в Орловский референтный центр Россельхознадзора. Также было установлено, что около 16 кг продукции, качество и безопасность которой не подтверждены ветеринарными сопроводительными документами, уже реализовано. Из данной животноводческой продукции готовили обеды для школьников. В образце "Молочных" сосисок специалистами обнаружено недопустимое количество бактерий группы кишечной палочки, колиформы».
Но это всё известные случаи, получившие огласку. А сколько случаев отравлений и заболеваний из-за некачественных продуктов, о которых мы не знаем? И все из-за того, что пострадавшим не удалось доказать вину продавцов и изготовителей. Или они сразу опустили руки, понимая, что это слишком тяжелое занятие, на которое у них нет уже ни сил, ни времени.
Так уж вышло, что о местах общественного питания пишут много отзывов в интернете, а по ним можно проследить и мнение среднестатистического потребителя. К примеру, опять же, отзыв о суши-баре "Якитория".
«15 сентября я решила с мужем провести ужин в одном из ресторанов якитории. Обслуживание хорошее, все понравилось. На следующий день нам обоим было плохо-отравление((( Мне и мужу пришлось на работе взять день за свой счет (потеряли в деньгах и не мало). В общем, дорого нам обошелся визит в ресторан + лекарства на 700 руб. Может нас кормили старыми сушами?! Так и хочется отправить туда проверку. Было бы хорошо, если бы мою жалобу прочитало начальство заведения и разобралось в этом. Я могу быть не одна такая. Очень жаль, что у нас в России стало опасно питаться в общепитах ».
И таких комментариев множество – нужно лишь поискать. Стоит ли говорить, что эти пострадавшие не пойдут с претензией в суши-бар (как пишут в некоторых отзывах, клиентам, зачастую отказывали даже в предоставлении “Книги жалоб и предложений”, что является грубым нарушением закона), и, тем более, не будут предъявлять иск в суд.
Проблема не только в отсутствии правовой урегулированной, которая, в принципе, есть. Но, к сожалению, порой, только в тексте правовой нормы, а не на практике. Как мне кажется, проблема еще и в низком уровне правовой культуры, а так же правовом нигилизме, который является непосредственным веянием в нашей современной действительности.
Почему продавец и изготовитель не соблюдают требования установленные законом? Потому что это ухудшает их материальное положение. Почему в колбасе нет мяса, хотя оно обязано там быть? Потому что изготовителям не выгодно соблюдать необходимые стандарты. Почему продавец перебивает срок годности на просроченных товарах, подлежащих утилизации? Потому что эти испорченные товары воспринимаются им не как товары ненадлежащего качества, а как упущенная выгода, которой не должно быть.
Потребители же, зачастую, не знают собственных прав, не знают куда обращаться и что делать. Или знают, но понимают, что у них нет того упорства, которое необходимо для того, чтобы «выбить» (иного слова не подобрать) из нарушителей свою, положенную законом, компенсацию не только физического, но еще и морального вреда!
Но, необходимо отметить, что в настоящий момент делается очень многое для того, чтобы российский потребитель был информирован. На телевидении появляются множество программ, доводящих до зрителей нужную и важную информацию. Сеть Интернет так же способствует этому – на просторах виртуального пространства можно найти много форумов и сайтов, посвященных злободневным темам. Доступны бесплатные для скачивания ежемесячные журналы, в которых можно прочитать актуальные для действительности статьи о том, что стоит покупать, а что не стоит. Всё это, несомненно, способствует просвещению потребителей в области реализации пищевых продуктов, а так же продовольственного сырья.
Лично проверить эффективность и достаточность защиты прав потребителей при реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья на практике, их государственное регулирование, а так же исполнение продавцами и изготовителями установленных норм, на самом деле, очень легко. Для этого вам не понадобится никакая статистика. Когда будете в продуктовом магазине, обратите внимание – все ли продукты отвечают установленному сроку годности? Не показалось ли вам, что на некоторых товарах, особенно в отделе хлебобулочной продукции, которую выпекают сами торговые сети, перебита дата изготовления на некоторых товарах? А купленная продукция каким-то образом портится гораздо раньше указанного срока годности? Если хотя бы на один вопрос вы ответили утвердительно, то к эффективности защиты нужно еще стремиться и стремиться.
Можно бесконечно спорить и выяснять – кто прав, а кто виноват, когда из-за недобросовестности продавцов и изготовителей на прилавках наших магазинов, а так же в местах общественного питания появляются некачественные, не отвечающие требованиям нормативно-правовых актов пищевые продукты. Виновно ли государство, что существующие на данный момент нормы не могут в полной мери уберечь нас – простых потребителей от угрозы приобрести протухшие консервы, прокисшую сметану или колбасы, в которых можно случайно обнаружить перемолотые останки существ, которых там явно не должно быть? Конечно, виновно. Не реагирует вовремя, не предпринимает все необходимые меры, для того чтобы предотвратить или запретить выпуск или продажу некачественных товаров. Впереди летний сезон, когда будут функционировать летние лагеря, в которых будут отдыхать дети. И я уверенна более чем на сто процентов, что мы не раз услышим в новостях о пищевых отравлениях в этих местах. В который раз, нормы и правила будут нарушены, в который раз Роспотребнадзор не сможет ничего предпринять, чтобы уберечь детей от массовых отравлений или заболеваний кишечной инфекцией. А ведь должны они это делать, вверенные полномочия обязывают их производить проверки, выявлять нарушения. И делать это необходимо, прежде всего, а не когда несколько десятков детей попадут в больницы. Статистика печальная – и не только в летних лагерях происходят подобные случаи.
Так, с 26 по 29 марта 2013 года среди воспитанников государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад №15 Василеостровского района было зарегистрировано 8 случаев заболеваний острой кишечной инфекцией неустановленной этиологии (гастроэнтериты).
Или известен другой случай – уже в городе Орле, в котором на одном из заводов отравилось несколько десятков сотрудников предприятия. Как сообщает ИА REGNUM: « В ходе расследования были выявлены следующие нарушения: отсутствие сопроводительных документов на молочные продукты; нарушение условий и температурного режима хранения продуктов; несоблюдение требований к раздаче готовых блюд. За выявленные нарушения на ООО "Шарм" составлен протокол об административном правонарушении. Выдано предписание об устранении нарушений требований нормативных документов к организации общественного питания».
Опять-таки – Орловская область. Ливенская районная больница. В пищеблоке этого места, хранилось мясо, в котором выявили бактерии кишечной палочки.
Или, к примеру, что творится в школах. По сообщениям того же информационного агентств: «В ходе плановой проверки Ломовецкой общеобразовательной школы установлены нарушения закона РФ "О ветеринарии" и Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении". Сотрудники отдела государственного ветнадзора обнаружили в столовой 14,7 кг животноводческой продукции без ветеринарных сопроводительных документов. Продукция была снята с реализации, отобраны пробы и переданы для исследования в Орловский референтный центр Россельхознадзора. Также было установлено, что около 16 кг продукции, качество и безопасность которой не подтверждены ветеринарными сопроводительными документами, уже реализовано. Из данной животноводческой продукции готовили обеды для школьников. В образце "Молочных" сосисок специалистами обнаружено недопустимое количество бактерий группы кишечной палочки, колиформы».
Но это всё известные случаи, получившие огласку. А сколько случаев отравлений и заболеваний из-за некачественных продуктов, о которых мы не знаем? И все из-за того, что пострадавшим не удалось доказать вину продавцов и изготовителей. Или они сразу опустили руки, понимая, что это слишком тяжелое занятие, на которое у них нет уже ни сил, ни времени.
Так уж вышло, что о местах общественного питания пишут много отзывов в интернете, а по ним можно проследить и мнение среднестатистического потребителя. К примеру, опять же, отзыв о суши-баре "Якитория".
«15 сентября я решила с мужем провести ужин в одном из ресторанов якитории. Обслуживание хорошее, все понравилось. На следующий день нам обоим было плохо-отравление((( Мне и мужу пришлось на работе взять день за свой счет (потеряли в деньгах и не мало). В общем, дорого нам обошелся визит в ресторан + лекарства на 700 руб. Может нас кормили старыми сушами?! Так и хочется отправить туда проверку. Было бы хорошо, если бы мою жалобу прочитало начальство заведения и разобралось в этом. Я могу быть не одна такая. Очень жаль, что у нас в России стало опасно питаться в общепитах ».
И таких комментариев множество – нужно лишь поискать. Стоит ли говорить, что эти пострадавшие не пойдут с претензией в суши-бар (как пишут в некоторых отзывах, клиентам, зачастую отказывали даже в предоставлении “Книги жалоб и предложений”, что является грубым нарушением закона), и, тем более, не будут предъявлять иск в суд.
Проблема не только в отсутствии правовой урегулированной, которая, в принципе, есть. Но, к сожалению, порой, только в тексте правовой нормы, а не на практике. Как мне кажется, проблема еще и в низком уровне правовой культуры, а так же правовом нигилизме, который является непосредственным веянием в нашей современной действительности.
Почему продавец и изготовитель не соблюдают требования установленные законом? Потому что это ухудшает их материальное положение. Почему в колбасе нет мяса, хотя оно обязано там быть? Потому что изготовителям не выгодно соблюдать необходимые стандарты. Почему продавец перебивает срок годности на просроченных товарах, подлежащих утилизации? Потому что эти испорченные товары воспринимаются им не как товары ненадлежащего качества, а как упущенная выгода, которой не должно быть.
Потребители же, зачастую, не знают собственных прав, не знают куда обращаться и что делать. Или знают, но понимают, что у них нет того упорства, которое необходимо для того, чтобы «выбить» (иного слова не подобрать) из нарушителей свою, положенную законом, компенсацию не только физического, но еще и морального вреда!
Но, необходимо отметить, что в настоящий момент делается очень многое для того, чтобы российский потребитель был информирован. На телевидении появляются множество программ, доводящих до зрителей нужную и важную информацию. Сеть Интернет так же способствует этому – на просторах виртуального пространства можно найти много форумов и сайтов, посвященных злободневным темам. Доступны бесплатные для скачивания ежемесячные журналы, в которых можно прочитать актуальные для действительности статьи о том, что стоит покупать, а что не стоит. Всё это, несомненно, способствует просвещению потребителей в области реализации пищевых продуктов, а так же продовольственного сырья.
Лично проверить эффективность и достаточность защиты прав потребителей при реализации пищевых продуктов и продовольственного сырья на практике, их государственное регулирование, а так же исполнение продавцами и изготовителями установленных норм, на самом деле, очень легко. Для этого вам не понадобится никакая статистика. Когда будете в продуктовом магазине, обратите внимание – все ли продукты отвечают установленному сроку годности? Не показалось ли вам, что на некоторых товарах, особенно в отделе хлебобулочной продукции, которую выпекают сами торговые сети, перебита дата изготовления на некоторых товарах? А купленная продукция каким-то образом портится гораздо раньше указанного срока годности? Если хотя бы на один вопрос вы ответили утвердительно, то к эффективности защиты нужно еще стремиться и стремиться.